Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Факультативные занятия по какому предмету для Вашего ребенка наиболее актуальны?
Всего 1092 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 948 человек

Рекомендации классным руководителям и учителям предметникам

Дата: 11 ноября 2015 в 11:54, Обновлено 4 сентября в 13:45

Рекомендации по групповой работе с подростками

Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. В этом материале мы познакомимся с типичными трудностями, которые могут возникнуть на групповых занятиях.

Рассмотрим роли, которые берут на себя некоторые учащиеся, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий.

«Сомневающийся». Все подвергает сомнению, выдвигая свои контраргументы. Как правило, по типу темперамента – «флегматик». Типичные высказывания: «Это задание ничего не дает», «А почему так, можно и иначе…» и т.п. Своим скептицизмом способен «заразить» окружающих.

Разновидностями «сомневающегося» могут быть «отрицающий» и «ворчун». Последний не способен влиять на продуктивность занятий, так как он чаще всего пассивно выражает свое несогласие.

Рекомендации. Преподаватель должен быть эрудированным, так как при общении с «сомневающимся» нужны весомые аргументы и логичные доводы. В противном случае вы не сможете продолжать занятие, используя демократический стиль управления, будете вынуждены перейти к авторитарному стилю, что может вызвать протест всей группы. Можно делегировать часть своих функций «сомневающемуся» и предложить ему провести часть урока.

«Несобранный». Все время теряет школьные принадлежности, суетится и постоянно не успевает за группой. Это происходит из-за низкой саморегуляции (самоорганизации) или желания привлечь к себе внимание. Такой ученик отвлекает от работы других, а если учесть, что занятия по содержанию насыщены и, как правило, нормируются по времени, то результат предсказуем. Суетливость и нервозность «несобранного» может постепенно передаться всей группе.

Разновидностью «несобранного» может быть «тихоня». Он невнимателен, но пассивен и не старается привлечь к себе внимание.

Рекомендации. Учитель должен разместить «несобранного» как можно ближе к своему рабочему месту. Так проще контролировать рассеянность, которая свойственна таким ученикам. Дело в том, что непосредственная близость взрослого будет заставлять «несобранного» сконцентрироваться.

«Правильный». Притягивает к себе внимание постоянными рассуждениями о необходимости и полезности предлагаемых упражнений. Может часто переспрашивать о правильности действий, тем саамы «набивая оскомину» у окружающих. Из-за подобного поведении возможен конфликт с «сомневающимся». В результате – сорванное занятие и, что еще хуже, неблагоприятный социально­психологический климат.

«Правильный» чаще всего с детства привык к вниманию заботливых родителей. Он уверен, что похвала взрослого – это награда, поэтому выбирает образ «социально­желательного поведения». Так «правильный» получает необходимую ему награду, но не думает о том, что своим докучающим поведением мешает преподавателю следить за тем, как выполняют задание другие, а также о том, что такое поведение сбивает одноклассников, мешает им сконцентрироваться на задании.

Рекомендации. Учителю необходимо оценивать «правильного», таким образом, стимулируя его активность.

Важно хвалить не за промежуточные успехи, а за выполненное задание, за итоговый результат.

«Шут». Обладает холерическим темпераментом, часто безудержный, подвижный, неуравновешенный. Своим несерьезным отношением к работе и вызывающим поведением способен вывести класс из делового режима, превратив занятия в «балаган». Может заразить окружающих своим поведением. Это опасно.

Рекомендации. Учитель должен побеседовать с таким учеником один на один, объяснив, что тот отвлекает окружающих и мешает работать. Можно также делегировать этому ученику часть своих функций и предложить роль ведущего в малой группе при выполнении упражнений. Главное: перевести активность учащегося в позитивное русло.

«Слабый». Умелый манипулятор, тонко чувствующий настроение окружающих, а также их отношение к своей персоне. Часто вынуждают оказать помощь, используют других в своих целях. Типичная фраза: «Ой, а у меня ни­ чего не получается…». Произносится с чувством сожаления и обиды.

Такое поведение характерно для избалованных детей, которые привыкли считать, что им необходима опека и защита. Чаще всего на занятиях такой ребенок мешает работать не только своему соседу, но и классу в целом.

Рекомендации. Учитель должен выбрать для «слабого» такое рабочее место, которое не будет находиться рядом с местами «популярных» учеников. В качестве стимула, который будет замещать прежнее влияние, можно использовать похвалу. Главное: не переусердствовать.

«Проектор». Проецирует свои мысли на окружающих. Начинает высказывания с местоимений «мы», «нас», что создает впечатление, будто бы он отвечает от лица всех присутствующих членов группы. Именно такие учащиеся, как правило, инициируют «коллективный негатив». Например, типичная фраза «проектора»: «Нам так много задают на дом, когда мы все успеем сделать…».

Такая позиция характерна для инфантильных, неуверенных в себе, ищущих внимания к своей персоне. У «проекторов» неплохо развита интуиция, благодаря которой они улавливают настроение аудитории, играя на сиюминутных потребностях группы.

Рекомендации. Самый простой способ ограничить влияние «проектора» – жесткий визуальный контакт. Это тактический трюк, так как чтобы начать рассуждать, «проектор» старается «слиться» с окружающими, высказать мнение незаметно. Постоянный зрительный контакт будет стеснять его.

Особые рекомендации по работе с агрессивными детьми

Лучше не отвергать и не игнорировать агрессивных детей, так как они отличаются мстительностью и злопамятностью.

Никогда не позволяйте себе оскорбление. Не используйте жаргонные и бранные слова. Такая сдержанность не даст агрессивному ребенку права оскорбить вас.

Никогда не угрожайте и не шантажируйте. В какой-то момент такое поведение перестает работать: ваши слова не будут оказывать должное влияние на агрессивного ребенка, кроме того, в его глазах вы будете выглядеть неубедительно.

Помните: «воинственность» агрессивного ребенка можно уравновесить спокойствием.

Общайтесь демократично. Будьте бдительны: частые попытки и просьбы, в которых вы призываете к порядку, могут оказать медвежью услугу. Так вы рискуете попасть в зависимость от поведения агрессивного ребенка. Во время диалога лучше соблюдайте социальную дистанцию.

Действуйте с учетом поведенческих особенностей и ответных реакций агрессивного ребенка.

Вместе с ребенком обсудите его поведение, но делать это стоит только после того, как он успокоится.

Выясните причины агрессивного поведения и поговорите о том, что могло бы решить проблему. Предлагайте что-то свое только в дополнение к пожеланиям, которые выскажет ребенок.

Займите агрессивного ребенка: определите его конкретные обязанности в классе, назначьте ответственным за что-либо.

Находите повод для положительных оценок. Это поможет ребенку убедиться, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Рекомендации  классным руководителям

и учителям  предметникам  5-х классов

 Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, чтобы процесс обучения, воспита­ния и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

    Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.

    Ориентация на успех.

    Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

    Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

   Формирование общих учебных умений и навыков.

    Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего        образования.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе.

1.    На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.          Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, телефонные звонки и т. д.).

3.          Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4.          Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

5.        Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Рекомендации учителям - предметникам

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.          Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.          Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.          Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.          Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

13.          Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

14.          Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

15.          Не допускайте педагогического манипулирования.

16.           Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

17.          Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

18.          Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий

педагогам среднего звена от педагогов начальной школы

и учеников пятых классов

  • Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
  • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
  • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
  • Будьте с детьми вежливыми.
  • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
  • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
  • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
  • Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
  • Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
  • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
  • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
  • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
  • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из   одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
  • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
  • Классные руководители—уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.