Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Ищем специалиста тех.поддержки в команду Schools.by!
Голосование
Факультативные занятия по какому предмету для Вашего ребенка наиболее актуальны?
Всего 944 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 832 человека

Рекомендации классным руководителям и учителям предметникам

Дата: 11 ноября 2015 в 11:54, Обновлено 28 марта 2017 в 15:28

Рекомендации по групповой работе с подростками

Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. В этом материале мы познакомимся с типичными трудностями, которые могут возникнуть на групповых занятиях.

Рассмотрим роли, которые берут на себя некоторые учащиеся, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий.

«Сомневающийся». Все подвергает сомнению, выдвигая свои контраргументы. Как правило, по типу темперамента – «флегматик». Типичные высказывания: «Это задание ничего не дает», «А почему так, можно и иначе…» и т.п. Своим скептицизмом способен «заразить» окружающих.

Разновидностями «сомневающегося» могут быть «отрицающий» и «ворчун». Последний не способен влиять на продуктивность занятий, так как он чаще всего пассивно выражает свое несогласие.

Рекомендации. Преподаватель должен быть эрудированным, так как при общении с «сомневающимся» нужны весомые аргументы и логичные доводы. В противном случае вы не сможете продолжать занятие, используя демократический стиль управления, будете вынуждены перейти к авторитарному стилю, что может вызвать протест всей группы. Можно делегировать часть своих функций «сомневающемуся» и предложить ему провести часть урока.

«Несобранный». Все время теряет школьные принадлежности, суетится и постоянно не успевает за группой. Это происходит из-за низкой саморегуляции (самоорганизации) или желания привлечь к себе внимание. Такой ученик отвлекает от работы других, а если учесть, что занятия по содержанию насыщены и, как правило, нормируются по времени, то результат предсказуем. Суетливость и нервозность «несобранного» может постепенно передаться всей группе.

Разновидностью «несобранного» может быть «тихоня». Он невнимателен, но пассивен и не старается привлечь к себе внимание.

Рекомендации. Учитель должен разместить «несобранного» как можно ближе к своему рабочему месту. Так проще контролировать рассеянность, которая свойственна таким ученикам. Дело в том, что непосредственная близость взрослого будет заставлять «несобранного» сконцентрироваться.

«Правильный». Притягивает к себе внимание постоянными рассуждениями о необходимости и полезности предлагаемых упражнений. Может часто переспрашивать о правильности действий, тем саамы «набивая оскомину» у окружающих. Из-за подобного поведении возможен конфликт с «сомневающимся». В результате – сорванное занятие и, что еще хуже, неблагоприятный социально­психологический климат.

«Правильный» чаще всего с детства привык к вниманию заботливых родителей. Он уверен, что похвала взрослого – это награда, поэтому выбирает образ «социально­желательного поведения». Так «правильный» получает необходимую ему награду, но не думает о том, что своим докучающим поведением мешает преподавателю следить за тем, как выполняют задание другие, а также о том, что такое поведение сбивает одноклассников, мешает им сконцентрироваться на задании.

Рекомендации. Учителю необходимо оценивать «правильного», таким образом, стимулируя его активность.

Важно хвалить не за промежуточные успехи, а за выполненное задание, за итоговый результат.

«Шут». Обладает холерическим темпераментом, часто безудержный, подвижный, неуравновешенный. Своим несерьезным отношением к работе и вызывающим поведением способен вывести класс из делового режима, превратив занятия в «балаган». Может заразить окружающих своим поведением. Это опасно.

Рекомендации. Учитель должен побеседовать с таким учеником один на один, объяснив, что тот отвлекает окружающих и мешает работать. Можно также делегировать этому ученику часть своих функций и предложить роль ведущего в малой группе при выполнении упражнений. Главное: перевести активность учащегося в позитивное русло.

«Слабый». Умелый манипулятор, тонко чувствующий настроение окружающих, а также их отношение к своей персоне. Часто вынуждают оказать помощь, используют других в своих целях. Типичная фраза: «Ой, а у меня ни­ чего не получается…». Произносится с чувством сожаления и обиды.

Такое поведение характерно для избалованных детей, которые привыкли считать, что им необходима опека и защита. Чаще всего на занятиях такой ребенок мешает работать не только своему соседу, но и классу в целом.

Рекомендации. Учитель должен выбрать для «слабого» такое рабочее место, которое не будет находиться рядом с местами «популярных» учеников. В качестве стимула, который будет замещать прежнее влияние, можно использовать похвалу. Главное: не переусердствовать.

«Проектор». Проецирует свои мысли на окружающих. Начинает высказывания с местоимений «мы», «нас», что создает впечатление, будто бы он отвечает от лица всех присутствующих членов группы. Именно такие учащиеся, как правило, инициируют «коллективный негатив». Например, типичная фраза «проектора»: «Нам так много задают на дом, когда мы все успеем сделать…».

Такая позиция характерна для инфантильных, неуверенных в себе, ищущих внимания к своей персоне. У «проекторов» неплохо развита интуиция, благодаря которой они улавливают настроение аудитории, играя на сиюминутных потребностях группы.

Рекомендации. Самый простой способ ограничить влияние «проектора» – жесткий визуальный контакт. Это тактический трюк, так как чтобы начать рассуждать, «проектор» старается «слиться» с окружающими, высказать мнение незаметно. Постоянный зрительный контакт будет стеснять его.

Особые рекомендации по работе с агрессивными детьми

Лучше не отвергать и не игнорировать агрессивных детей, так как они отличаются мстительностью и злопамятностью.

Никогда не позволяйте себе оскорбление. Не используйте жаргонные и бранные слова. Такая сдержанность не даст агрессивному ребенку права оскорбить вас.

Никогда не угрожайте и не шантажируйте. В какой-то момент такое поведение перестает работать: ваши слова не будут оказывать должное влияние на агрессивного ребенка, кроме того, в его глазах вы будете выглядеть неубедительно.

Помните: «воинственность» агрессивного ребенка можно уравновесить спокойствием.

Общайтесь демократично. Будьте бдительны: частые попытки и просьбы, в которых вы призываете к порядку, могут оказать медвежью услугу. Так вы рискуете попасть в зависимость от поведения агрессивного ребенка. Во время диалога лучше соблюдайте социальную дистанцию.

Действуйте с учетом поведенческих особенностей и ответных реакций агрессивного ребенка.

Вместе с ребенком обсудите его поведение, но делать это стоит только после того, как он успокоится.

Выясните причины агрессивного поведения и поговорите о том, что могло бы решить проблему. Предлагайте что-то свое только в дополнение к пожеланиям, которые выскажет ребенок.

Займите агрессивного ребенка: определите его конкретные обязанности в классе, назначьте ответственным за что-либо.

Находите повод для положительных оценок. Это поможет ребенку убедиться, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Рекомендации  классным руководителям

и учителям  предметникам  5-х классов

 Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, чтобы процесс обучения, воспита­ния и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

    Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.

    Ориентация на успех.

    Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

    Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

   Формирование общих учебных умений и навыков.

    Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего        образования.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе.

1.    На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2.          Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, телефонные звонки и т. д.).

3.          Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4.          Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

5.        Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Рекомендации учителям - предметникам

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.          Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.          Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.          Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.          Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

13.          Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

14.          Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

15.          Не допускайте педагогического манипулирования.

16.           Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

17.          Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

18.          Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий

педагогам среднего звена от педагогов начальной школы

и учеников пятых классов

  • Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
  • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
  • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
  • Будьте с детьми вежливыми.
  • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
  • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
  • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
  • Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
  • Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
  • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
  • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
  • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
  • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из   одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
  • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
  • Классные руководители—уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.