Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Ищем специалиста тех.поддержки в команду Schools.by!
Голосование
Факультативные занятия по какому предмету для Вашего ребенка наиболее актуальны?
Всего 944 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 832 человека

Развиваем память

Дата: 5 мая 2017 в 15:33

Развиваем память школьника

Что влияет на качество запоминания?

1. Большое значение имеет заинтересованность подростка тем, что он старается запомнить.

2. Необходимы настойчивость, усидчивость и сила воли: отсутствие воли к запоминанию снижает эффект восприятия материала. 

3. Наличие навыков правильной и планомерной работы (перед изучением просмотреть, что было изучено раньше: концентрируется внимание и восстанавливается в памяти уже изученное, обязательна связь старого и нового).

4. Многое зависит от внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на плохую память, нужно учиться организованности, собранности.

5. Неправильное усвоение заданного на дом учебного материала.

 

Как улучшить память школьника?

1. Обратить внимание на сильные стороны памяти ребенка: зрительный тип, слуховой, двигательный, сочетание типов (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный – наиболее часто встречающиеся типы памяти).

2. Организовывать запоминание разными способами, чередовать их, развивать ослабленный тип памяти.

3. Почаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабее.

4. Чередовать восприятие прочитанного с припоминанием. Когда уже ничего не припоминается, тогда снова заглянуть в книгу. Прочитав, вновь пересказать, но уже полнее и т. д.

5. К материалу, который важно запомнить, необходимо возвращаться несколько раз (просматривать материал дома в тот же день когда он был задан и, затем, накануне того дня, на который эти уроки были заданы).

6. Выделение в запоминаемом материале опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, удачное сравнение, интересный образ), которые потом первыми будут приходить на память. Опорные пункты должны логично вытекать одно из другого.

7. Ритмизация материала (звучит как стихотворение и легче удерживается в памяти).

8. Самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.

9. Взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, периодически повторяя. Через 1 – 2 месяца отмечается безусловное улучшение памяти.

10. Разгрузка памяти путем применения средств внешней памяти – записных книжек, дневников, карточек, списков…

11. Рациональная организация места: каждой вещи - свое место.

12. Метод прогнозирования: «Что произойдет, если мы не запомним такой-то материал?» Чем больше следствий, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.

13. Метод минимизации – сокращения: редакторские правки или запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.

14. Прием «обратной развертки»: вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.

15. Материал делить по смыслу: самое главное и не самое главное.

16. Чередовать запоминание с другими неучебными видами деятельности.

 

Как лучше запомнить материал наизусть?

1. Необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.

2. Материал должен быть прочувствован и осмыслен.

3. Целесообразно распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2 – 3 раз, а через некоторое время снова вернуться к повтору.

4. Наизусть лучше заучивать вечером, перед сном или сразу после пробуждения.

5. После каждого прочтения стараться припомнить все, что возможно.


 

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ

Человеческая память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования.

Виды памяти:

Кратковременная - удерживает информацию в течение короткого времени. Самое нужное и важное сохраняется в долговременной памяти.

Оперативная память обеспечивает кратковременное запоминание информации, необходимой для выполнения какого-либо действия или операции. Решая задачу, мы удерживаем в уме промежуточные результаты, которые при получении решения, забываются. Запоминаемый материал может быть разным.

Двигательная память позволяет нам не учиться каждое утро ходить заново. Особенно хорошо она развита у танцоров, спортсменов.

Способность чувствовать и сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти. Пережитые чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию или удерживают от него.

Образная память обеспечивает запоминание наглядного материала - лица, звуки, запахи, цвета, формы предмета.

Вербальная память (словесно-логическая) существует только у человека, ее содержание - мысли. Усвоение знаний школьной программы строится в основном с опорой на этот вид памяти.

У ребенка очень хорошо развита непроизвольная память - когда без специальной цели и усилий человек запоминает что-нибудь интересное, важное, захватывающее. Сложнее с произвольной памятью - необходимо усилие воли и специальные техники для того, чтобы материал надолго остался в доступности сознания.

Память в детском возрасте - одна из центральных психических функций, которая во многом определяет мышление. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, т.е. зубрежка - использование простого повторения, а не понимание информации. Сознательное запоминание становится возможным к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок должен использовать логические связи материала для запоминания.

СЕКРЕТЫ памяти:

1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка (не для Вас, а для ребенка).

2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.

3. Память реагирует в первую очередь на яркие впечатления.

4. Ребенок быстрее запоминает информацию, которая имеет отношение к его жизни и деятельности, применяется на практике.

5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.

6. Середина материала запоминается хуже, чем начало.

7. Нельзя запоминать один материал сразу же за другим. Поэтому после подготовки уроков нельзя играть в компьютер, смотреть телевизор и читать. Лучше всего подышать свежим воздухом и подвигаться.

8. Необходимо научить ребенка организовывать заучиваемый материал, группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Важно научить составлять план заучиваемого материала, так он приобретает четкую, упорядоченную форму.

9. Диета. В рационе ребенка должно быть достаточно витаминов и веществ, которые улучшают кровоснабжение мозга. Это орехи, сыр, жирная рыба, гречневая крупа, фрукты и овощи. "Быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.

10. Физическая нагрузка, спорт, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон - главные составляющие физиологической основы для продуктивной работы мозга.

11. Развивать недостаточно сформированные функции нужно с опорой на сильные звенья.

12. Используйте игровую форму заданий для тренировки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.